

Учитель начальных классов Лариса Кириленко из лицея №8 считает, что существующая система домашних заданий в начальной школе эффективна. Для ребёнка важно самостоятельно закреплять изученный в классе материал. На уроках не хватает времени, чтобы выучить правила, стихотворения или подготовить пересказ текста, поэтому такие занятия следует проводить дома. Без этой работы качество знаний может ухудшаться.
Возникает другая проблема: детям на дом дают слишком много сложных заданий.
«Домашние задания можно было бы упростить. Учебники, в частности "Окружающий мир" А. Плешакова, насыщены информацией, и материал часто изложен сложным для понимания языком. Без помощи родителей или искусственного интеллекта ребёнку сложно выполнить задание»,
— отметила Лариса Алексеевна.
Но помощь родителей или ИИ не должна быть постоянной. Учитель отмечает, что чрезмерная опека затрудняет развитие навыков самостоятельной работы, в результате чего дети часто уже не могут сделать домашнюю работу без гаджета.


По опыту Ларисы Алексеевны, ученики с низкой успеваемостью чаще обращаются за помощью к искусственному интеллекту. А перегрузка домашними заданиями затрудняет учебный процесс для тех детей, которые не умеют организовывать время и часто отвлекаются на посторонние дела, например, телефон и другие развлечения.
«Я замечаю, когда домашние задания выполнены с использованием искусственного интеллекта. Это очевидно по изложению материала и его оформлению. Мы проводим с детьми беседы о пользе ИИ. Они приходят к выводу, что без осознанного понимания материала простое списывание готовых решений не даёт реальных знаний. Важно помнить, что за помощью всегда можно обратиться к учителю или одноклассникам. ИИ полезен в меру как инструмент, например, если ребёнок готовит вопросы для викторины или сообщение на заданную тему»,
— сказала педагог.


Учитель русского языка и литературы Елена Савчук уверена, что искусственный интеллект может быть полезен даже в работе педагога. ИИ значительно помогает ей разработать креативные и увлекательные уроки.
«С помощью нейросети я могу сделать уроки интереснее: включить в процесс игры, квесты, яркие презентации и карточки. Однако ИИ не может полностью заменить учителя; он выступает в роли помощника»,
— отмечает Елена Николаевна.


Учитель считает, что ИИ может помочь ученикам найти решения для сложных заданий, развить навыки чтения, письма и слушания через интерактивные упражнения. По её опыту, творческие задания, такие как создание презентации о писателе или составление его портрета с помощью ИИ, привлекают внимание детей.
Елена Николаевна активно обсуждает с учениками возможности искусственного интеллекта, раскрывая как его преимущества, так и недостатки. Во время классного часа «Как не потерять себя в эпоху Искусственного Интеллекта» она объяснила детям значение общения и его роль в обществе, важность «живого общения» в жизни людей. Педагог считает, что такие классные часы нужны ребятам в современном обществе, поскольку помогают им осознанно относиться к технологиям и оценивать влияние ИИ на их жизнь.


Учитель по химии и биологии Любовь Фурсова не замечала на своих предметах, чтобы дети использовали нейросети. Тем не менее, она провела опрос среди учеников, чтобы выяснить их отношение к искусственному интеллекту.
«Процентов 80-90 пользуются искусственным интеллектом. Как они объяснили, они могут просто сфотографировать задание, задачу или пример, и ИИ решит его. Раньше ученики обращались к сборникам готовых домашних заданий, а теперь могут использовать ИИ для получения ответов. При этом, если в ГДЗ были однотипные решения, искусственный интеллект предлагает разнообразные подходы к решению, поэтому если дети списывают, всё по разному будет оформлено»,
— отметила Любовь Алексеевна.


По словам педагога, около 25% детей используют ИИ для того, чтобы понять задания, углубить свои знания и разобрать материал более детально. Остальные применяют его преимущественно для того, чтобы просто выполнить задание.
«Я, конечно, считаю, что ИИ, как и ГДЗ, не приносит ничего хорошего, поскольку это не стимулирует познавательные и мыслительные процессы. Ученики не ищут способы, как научиться решать задачи, а просто экономят время на выполнении домашнего задания. Естественно, от этого их знания не становятся лучше, а наоборот — ухудшаются»,
— подчеркнула учитель.
Отличница из 11 класса Дарья Ивакина отметила, что практически все сейчас обращаются к искусственному интеллекту. Даже поисковые системы внедрили его в свою работу, так что на любой запрос от пользователя первым предоставляет ответы именно ИИ.
«Я могу воспользоваться ИИ для создания развёрнутых ответов на вопросы по литературе, но не использую его для остальных предметов. Искусственный интеллект может помочь мне более глубоко раскрыть собственные мысли, особенно когда идей недостаточно. Однако ИИ — это двоякое явление в учёбе. С одной стороны, он может помочь развить собственные идеи, а с другой — оказать медвежью услугу школьникам, которые не хотят думать самостоятельно, что может негативно сказаться на их мышлении. Используя ИИ, можно стать ленивым, перестать задействовать свой мозг»,
— отметила школьница.


По личному опыту Дарьи, чрезмерное использование ИИ приводит к утрате желания что-либо делать самому. Однако у ИИ имеются и свои плюсы. Например, чтобы получить нужный ответ, необходимо правильно формулировать запрос, уточнять задачу и конкретизировать, что именно тебе необходимо.
«Сейчас я не использую ИИ для написания сочинений, так как на ЕГЭ мне предстоит писать их самостоятельно. Необходимо отточить навык написания собственной рукой»,
— сказала Дарья Ивакина.