Маджар представлял собой комплекс мелких поселений вдоль реки Кумы, которая обеспечивала жителей водой. Административные границы Маджара в составе Золотой Орды точно не установлены, но предполагается, что он граничил с крупными городами Хаджи-Тарханом (Астрахань) и Азаком (Азов).
В научной литературе известны городища под названием Верхние Маджары, Средние Маджары и Нижние Маджары. Сегодня мы говорим о Средних Маджарах, которые находятся на территории Будённовска, в то время как Верхние Маджары не локализованы, а Нижние локализуются в Левокумском округе возле села Бургун-Маджары.
«Наличие у Маджара права чеканить монету в 1310 году свидетельствует, что это был уже сложившийся административный, торговый и культурный центр Золотой Орды. Исследователи предполагают, что город был основан примерно в середине XIII века, около 1250 года, хотя точная дата его основания неизвестна»,
– сказал Юрий Обухов.
В Маджар с разных сторон вели дороги, по которым привозили товары. Город обеспечивался продовольствием, которое поступало с окружающих сельских территорий, где выращивали и пасли скот. Помимо этого, существовал пригород усадебного типа, где выращивали овощи, бахчевые культуры, чтобы отвозить продукцию в городской центр, где находились мечети, караван-сараи и базары.
Города в Золотой Орде не имели оборонительных стен и ворот, так как в государстве была безопасность и приветствовалась торговля, которая приносила доход ханам. Были налажены караванные маршруты со станциями, где гонцы и караваны могли останавливаться, чтобы сменить лошадей и пополнить запасы. Это обеспечивало быструю передачу информации по всей монгольской империи. Такая система способствовала бурному росту городов и торговли в Золотой Орде в начале XIV века.
Сейчас на поверхности не сохранилось никаких руин или остатков древнего поселения Маджар. Однако результаты археологических раскопок хранятся в музеях Будённовска и села Прасковея, включая кирпичи и фрагменты построек, монеты, посуду, пуговицы, украшения и многое другое.
«Чтобы конкретно говорить о расположении Маджара, нужно проводить археологические работы. Потому что земля хранит ещё много неожиданного»,
– сказал Юрий.
В 1907 году археолог Василий Городцов провёл масштабные раскопки площадью 3,5 тыс. кв. м. Целью исследования было найти подтверждения существования православной церкви, но работы не принесли положительных результатов. Тем не менее, Городцов обнаружил погребения и двух-трёхкомнатные дома, построенные только из сырцового кирпича – высушенной глины. После этого археологические исследования были приостановлены и возобновились только в конце 1980-х годов в связи с реконструкцией и строительством больницы. В 1990-х годах московские археологи провели эпизодические раскопки, в ходе которых были исследованы керамическая мастерская и останки бани.
«В Европе в XIV веке придумали парфюм, чтобы справиться с неприятными запахами, тогда как на Востоке, в том числе в Золотой Орде, люди регулярно мылись в общественных банях, которых было очень много. Кроме того, археологи обнаружили в Маджаре остатки водопровода»,
– отметил Юрий Обухов.
Исследователи утверждают, что Маджар практически утерян для науки. В XVIII веке, когда начались разрушения, местные жители активно разбирали руины города на строительные материалы, в том числе для возведения крепостей и домов. Даже сейчас в Будённовске и сёлах округа можно встретить постройки из маджарского кирпича. В 1960-х годах территория городища была перепланирована под виноградники и сады, что также способствовало утрате археологического памятника.
Будённовские ученые совместно с казанскими коллегами из Академии наук Татарстана попытались оспорить мнение о том, что Маджар утерян. Они добились включения исследования города в республиканскую программу «Идентичность татарского народа» и в течение трёх лет проводили археологические раскопки, несмотря на ограниченное финансирование. Ежегодно раскапывалось около 60 кв. м, всего за три года – 180 кв. м.
Учёные проводили раскопки в поисках каменных и кирпичных фундаментов древнего города Маджар. Работы велись небольшими участками: шурфы 2х2 м и раскопы около 40 кв. м. Экспедиции длились не более трёх недель и проходили на правом берегу реки Кумы напротив будённовской больницы. Размер раскопочных ям составлял около 6 кв. м.
В земле был обнаружен фундамент крупного капитального здания, построенного из обожжённого кирпича и имеющего ширину более 1 метра. Во время исследований применялись современные геофизические технологии. Было проведено сканирование земной поверхности для поиска скрытых объектов. По его результатам выявили подземные структуры. В ходе раскопок была обнаружена часть древней дороги, вымощенной обожжённым, бракованным кирпичом. Параллельно этой дороге прослеживалась стена, построенная из хорошо обожжённого кирпича. Внутри этой стены был обнаружен тандыр, что позволило предположить, что данная стена являлась частью жилого здания или ограждала некую усадьбу.
«На Руси в то время дороги мостили брёвнами, а в Европе технология мощения кирпичом появилась только в XVI веке. Однако в XIV веке в Маджаре уже были дороги из кирпичей. Мы обнаружили целый квартал древнего города, пригодный для музеефикации. Но сейчас всё это под пахотным слоем. Эти земли имеют статус сельхозназначения, на которых ежегодно пашут, что разрушает памятник»,
– сказал археолог.
На городище нашли места, где остатки древнего города залегают всего в 50 см под поверхностью. Археологи натыкались на хозяйственные ямы, куда местные жители выбрасывали бытовые отходы. В одной яме были обнаружены кости черепахи, рыбы, скорлупа яиц, а в другой – множество костей мелкого рогатого скота, указывающих на наличие здесь косторезной мастерской, где из рогов изготавливались различные изделия. Также на дне второй ямы нашли русский горшок.
Основу рациона жителей Маджара составляла баранина, далее следовала говядина. Присутствовали также мясо верблюда и конина, но в меньших количествах.
«Найденный водопровод, дорога, улицы, всё это говорит о высоком уровне хозяйственной инфраструктуры Маджара. Дорога также имеет свои особенности, маджарцам приходилось её ремонтировать из-за дождей, снегов, и других погодных явлений. И вот всё это прослеживается, где песком присыпано, где костями уложено»,
– отметил археолог.
При раскопках обнаружили фрагменты фигурки китайского дракона, сделанной из рога. Её восстановили — получилась бляшка с изображением трёхпалого дракона. Это указывает, что принадлежала она чиновнику, приближенному ко двору. Она могла быть как привезена из Китая, так и сделана местным мастером.
«Эта бляшка очень отличается от всех костяных изделий, найденных в Маджаре, своими художественными качествами и обработкой. Поэтому это уникальнейшая находка»,
– отметил Юрий.
Культурный слой памятника достигает 3,5 метров, что свидетельствует о длительной истории освоения этой территории. Каждый новый слой формировался в результате деятельности людей, сносивших и возводивших новые постройки. В ходе трёх лет раскопок зафиксировано наличие двух строительных горизонтов, что говорит о нескольких этапах застройки территории. Памятник Маджар не утерян для науки, считает Юрий Обухов.
Накануне начала работ была выбрана территория, определены масштабы будущего раскопа, сделана разметка и установлены колышки. Однако на следующий день, когда должны были начаться раскопки, выпал снег. Согласно правилам полевых археологических исследований, при наличии снежного покрова проведение раскопок запрещено.
«Ду́хи мешали. Не один раз случалось, что мы приезжали утром, чтобы приступить к работам, но выпадал снег. Татары видимо не пускали нас, они не хотели, чтобы мы влезали туда»,
– сказал руководитель.
Ходит миф о том, что в Маджаре утонула золотая карета или повозка, перевозившая золото. Якобы из-за тяжести груза мост обрушился. Но в то время там не было мостов, а только броды – мелководные участки реки, которые можно было пересечь пешком. Также вместо карет использовались арбы – деревянные повозки, максимум обитые золотыми окладками или украшенные сусальным золотом, как это практиковалось у монголов. Полностью золотая арба маловероятна, так как в древности золото было очень ценным. Скорее всего, какое-то транспортное средство могло увязнуть в топких берегах реки, образовавшихся из-за сезонных изменений уровня воды.
Есть ещё одна легенда о том, что город Маджар якобы вымер из-за нашествия ядовитых пауков-тарантулов. Об этом упоминал французский натуралист Шарль Годе. Однако, более вероятной причиной гибели Маджара является война, которую развязали правители Тохтамыш и Тимур.
Неоднократно ставился вопрос о создании археологического Маджарского музея. Впервые о его создании в 1910 году упомянул Григорий Прозрителев – основатель Ставропольского краеведческого музея. Он в своей статье писал, что необходимо создать отдельный Маджарский музей, иначе всё погибнет.
Город Маджар был местом, где мирно сосуществовали представители разных культур – ислама, христианства, буддизма и т.д. Это отражало политику Золотой Орды, которая покровительствовала всем народам, защищая их и поощряя обмен и процветание. Сегодня создание музея Маджара могло бы стать примером исторической традиции взаимного уважения и сотрудничества между культурами. Это могло бы способствовать укреплению диалога между представителями разных национальностей региона, считает Юрий Обухов.
Несмотря на то, что под землей ещё сохранилось множество археологических находок, которые могли бы стать основой экспозиции, это требует больших финансовых и трудовых затрат. Данный проект не принесёт быстрой отдачи и окупаемости, поэтому его реализация сталкивается со сложностями.
«Заинтересованность в этом есть. Конференции по поводу этого проходили. Было 118 очных участников, в том числе группа из Китая, гости из Оксфорда. К нам приезжали гости из городов – от Крыма до Владивостока. Даже этим летом приезжала семья с Оренбурга, чтобы узнать про Маджары»,
– отметил директор музея.